Худруки творческих центров одобрили результаты постперестроечных лет

2014-11-24 - administrator

Главной проблемой современных театра, музыки, изобразительного искусства деятели культуры считают отсутствие подготовленного слушателя и зрителя

Программные директора культурных и художественных организаций России, возникших в постперестроечные 1990-е, признали первое 20-летие своей деятельности в целом плодотворным — современное искусство становится частью современной жизни, хотя этот процесс идет непросто. Обсуждение свершений двух десятилетий состоялось в Московской консерватории имени Чайковского в рамках фестиваля «Территория». 

Худрук Центра современной музыки Владимир Тарнопольский отметил, что появился ряд конкурсов, где необходимо исполнять современную музыку, и «этот фактор убедил худсовет Московской консерватории включить современную музыку в программу». Но современной музыки почти нет в текущем репертуаре российских филармоний.

— В советское время каждый уважающий себя исполнитель считал своим долгом включить в репертуар Шнитке, Денисова, Губайдуллину. Сегодня же победил капитализм, а публика стала диабетической: она любит сладкое, но если сладким ее перекормить, наступает диабет, — полагает композитор. 

Худрук Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонид Бажанов сказал, что «по факту сделано много». Когда ГЦСИ только начинал свое существование, у центра не было даже крыши над головой. Теперь же в распоряжении ГЦСИ семь филиалов по России, а к 2018 году планируется закончить строительство нового здания в Москве, на Ходынском поле общей площадью 45 тыс. кв. м. 

Проблемой своего ведомства худрук считает «отсутствие образования».

— Частными усилиями внедряют курсы по современному искусству, но этого явно недостаточно, — посетовал Леонид Бажанов. 

Один из таких курсов — новых художественных стратегий — организовал Институт проблем современного искусства (ИПСИ). Как рассказал директор ИПСИ Иосиф Бакштейн, то, что институту удалось проработать 20 «практически счастливых лет» — уже удача. Сейчас же, по его мнению, культурная политика страны меняется к лучшему и наплыв студентов в ИПСИ — прекрасное тому доказательство.

С проблемой отсутствия необходимого образования столкнулись и в театральной сфере. Арт-директор Центра Мейерхольда Елена Ковальская считает, что «в современной системе школьники полностью творчески мертвы уже к 5-му классу». Отсутствует эмпатия, убита сама способность воспринимать происходящее на сцене, отсутствует понимание, зачем это нужно.

— Нам необходимо учиться у европейских коллег, ведь зрителя нужно воспитывать, — заметила Елена Ковальская. 

Завершилось обсуждение дискуссией студентов творческих вузов, приглашенных на «Территорию». Творческим итогом креативного 20-летия стал концерт-марафон в Рамханиновском зале консерватории. В программу вошли как сочинения композиторов 1990-х, так и произведения молодых авторов, написанные в 2008–2013 годах. 

Рейтинг: 0 772 просмотров
Комментарии (0)