Абсурды и нелепицы царства Аида

2014-11-20 - administrator

Многие любители мифов Древней Греции считают их достаточно полными, объемными и, что главное, логически связанными. Однако это не совсем так — в религиозных представлениях эллинов, отражением которых эти мифы и являются, было немало забавных парадоксов и явной путаницы. Об одной из таких явных несостыковок мы и хотим рассказать в данной статье.

Мифология и религиозные представления древних греков на много веков пережили и самих обитателей Эллады, и их религию. Действительно, сложно найти хотя бы одного европейца, американца или россиянина, который вообще ничего бы не знал о Зевсе, Геракле, Тезее или первом греческом чартерном рейсе на Кавказ (то есть походе аргонавтов за Золотым Руном). Но самое интересное заключается в том, что эти религиозные представления до сих пор оказывают влияние на мировосприятие современного человека, к какой бы религии (или направлению атеизма) он не принадлежал.

Читайте также: Синтоизм: религия духов без Бога

Возьмем, например, христиан — в своей массе они до сих пор представляют себе не самый приятный филиал загробного мира таким, каким его видели греки. В русском и некоторых других языках он даже называется так же, как его называли эллины — ад. Вы наверняка знаете, что это слово происходит от имени хозяина царства мертвых Аида. Хотя, скорее, не имени, а прозвища — "аидос" означает "невидимый". По-настоящему этого бога звали Гадес, однако это слово древние греки опасались произносить вслух — а вдруг услышит, да и явится!

Но дело скорее даже в заимствовании не названия как такового, а визуального образа ада. В массовом сознании он представляется как место, находящееся под поверхностью Земли (и это несмотря на то, что в Библии об этом нет ни слова). В этом аду, так же, как и в греческом, царит полная темнота (недаром эллины называли ту часть подземного мира, где находятся души умерших, Эребом, то есть "мраком"), а "местные жители" данного места, то есть черти, своим внешним обликом напоминают ламий, эмпуз и прочую древнегреческую нечисть.

В тоже время у самих эллинов, судя по всему, не было четкого представления о том, как выглядит царство Аида и что, собственно говоря, там происходит. Потому что, если судить по мифам, в этом царстве-государстве творилась редкостная путаница. Взять хотя бы представление о том, что в Эребе постоянно заседал суд из трех басилевсов (то есть царей), которые при жизни почитались как самые честные люди Греции.

Напомню, что звали их Минос, Радамант и Эак. Они судили души людей по их земным поступкам и определяли их дальнейшую судьбу: плохих отправляли в Тартар, к мятежным титанам, хороших — на Острова Блаженства (Элизиум), в компанию к душам героев и лояльным титанам, а тем, кто "ни рыба, ни мясо", давали вечную прописку в Эребе вплоть до дальнейших распоряжений со стороны богов. И вот что интересно — многие поколения людей читают об этом суде, но мало кто задумывается о том, что, если внимательно изучить другие детали представлений о греческой загробной жизни, то проведение данного мероприятия оказывается абсолютно невозможным.

Но почему же? Да потому, что душа каждого умершего человека перед тем, как попасть в Эреб, должна была пройти мимо Белого утеса и попить воды из реки Леты. В результате она начисто теряла память обо всем, что происходило с человеком в этом мире. И делалось это вовсе не из сострадания. Аид, конечно же, самый добрый из античных богов, однако милосердием совсем не отличался — вспомните миф о похищении Персефоны, где ему было совершенно наплевать и на терзания Деметры, и на то, что из-за этого люди остались без урожая.

Душа теряла память исключительно из-за того, чтобы не нарушился мировой порядок. Еще бы, ведь мало кто из людей отправлялся в Эреб, полностью завершив свои земные дела — всегда оставалось что-то недоделанное. В результате сохранившая память тень всегда стремилась вернуться — ничто не лишает покоя так, как начатое, но неоконченное дело. Но возвращение теней нарушило бы естественный ход вещей, установленный Зевсом после победы над его отцом Кроносом. Поэтому для исключения таких возможных сбоев души умерших и лишали памяти о земной жизни.

Однако эта весьма разумная мера, тем не менее, делала суд Миноса, Эака и Радаманта совершенно бессмысленным. В самом деле, любое судебное разбирательство основано на показаниях истца, ответчика и свидетелей. Однако как их получить, если первый, второй и третьи, напившись из Леты и коснувшись Утеса, напрочь забыли все, что с ними было? Кстати, судьи ведь тоже формально являлись не богами или демонами, а тенями умерших басилевсов. Так каким же образом они помнили законы, по которым судили? Ведь и они, по идее, должны были перед попаданием в Эреб пройти все процедуры по очищению памяти.

Рейтинг: 0 737 просмотров
Комментарии (0)